Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ремонт старой dendy нет сигнала. Структурная схема игровой приставки DENDY. Как избавиться от радиопомех, создаваемых приставкой

Многие имеют дома игровые компьютерные приставки к телевизору семейства ДЕНДИ или аналогичные.

Можно сразу отметить, что для ремонта видеоприставок к телевизору, как правило, не требуется электрическая схема и глубокие знания по радиоэлектронике. Достаточно и объема школьной программы.

Все наиболее часто встречающиеся неисправности можно разделить на три условные группы (они указаны в порядке вероятности возникновения). При этом подразумевается, что сам игровой картридж исправен, в чем несложно убедиться, включив его на другой приставке.

1. Компьютер включается и показывает меню игры, но не работает джойстик.

Чаще всего это связано с тем, что соединительные провода от джойстика к компьютеру подключаются через разъем, а в разъеме они соединены не пайкой, а прижимом и со временем в этом месте окисляются, что нарушает электрический контакт. Сам разъем не разборный и, его конструкция не обеспечивает качественного соединения.

Убедиться в наличии контакта можно с помощью тестера, вскрыв отключенный джойстик и "прозвонив" цепи пяти проводов в кабеле от джойстика до разъема.

Некоторые джойстики соединяются с игровой приставкой через контактную колодку, находящуюся внутри корпуса приставки. Обрыв одного из проводов в кабеле от джойстика до приставки в этом случае может находиться в месте частого перегиба кабеля, т. е. около корпуса игровой приставки.

Самым простым способом устранения данных неисправностей является замена кабеля или его укорочение и подпайка проводов непосредственно к соответствующим контактам разъема на печатной плате приставки.

Иногда встречаются дефекты печатных проводников (разрывы), подходящих к разъемам джойстиков. Это происходит из-за плохого механического крепления самих разъемов к печатной плате.

Другая причина неработоспособности некоторых кнопок джойстика может быть обнаружена осмотром пластмассовых вкладышей под нажимными кнопками джойстика. При наличии повреждений эти детали нужно заменить.

Последняя причина, по которой джойстик может не работать, - это повреждение микросхемы на плате самого джойстика (она залита коричневым компаундом). В этом случае лучше купить новый джойстик, так как ремонтировать его не целесообразно.

2. Компьютер не включается.

Необходимо проверить работоспособность блока питания, для чего тестером замеряем постоянное напряжение 14±2 В на контактах штекера.

При измерении к контактам штекера необходимо подключить эквивалентную нагрузку (примерно 51 Ом). Если напряжение будет меньше 9 В - это признак того, что не работает один из диодов выпрямительного моста. Его потребуется заменить.

Чаще всего неисправность связана с нарушением контакта в проводе около штекера, который подключается к приставке. Провода легко проверить тестером и в случае обрыва заменить вместе со штекером. Можно обойтись и без штекера, подпаяв провода к соответствующим цепям печатной платы приставки.

3. Компьютер включается, но иногда самопроизвольно сбрасывается в процессе игры или же ведет себя другим непонятным образом.

Причиной такого вида неисправности может быть некачественная пайка основной печатной платы с микросхемами внутри видеоприставки.

В первую очередь необходимо осмотреть и проверить качество соединений в местах подпайки микросхемы стабилизатора напряжения питания. Эта микросхема имеет внешний вид, показанный на рисунке, и на ней закреплена металлическая пластина теплоотвода.

Микросхема стабилизатора напряжения, отечественные аналоги: КР142ЕН5А, КР142ЕН5В

На плате, как правило, эта микросхема находится недалеко от гнезда подключения питания. Из-за отсутствия жесткого крепления теплоотвода, в месте подпайки микросхемы, иногда трескается и обрывается печатный проводник или же микросхема болтается в отверстиях - холодная пайка.

Некачественная пайка и трещины печатных проводников могут быть и в других местах платы (например около разъемов). Без увеличительного стекла такие дефекты обнаружить бывает сложно.

Для устранения подозрительных мест их нужно аккуратно пропаять маломощным (16...30 Вт) паяльником с использованием канифоли в качестве флюса. Хорошая пайка должна иметь зеркальный блеск. Остатки канифоли с платы удаляем тряпкой, смоченной в спирте или ацетоне.

Сами микросхемы и другие комплектующие используются, в основном, японского производства, имеют высокую надежность и выходят из строя крайне редко.

1.3. Принципиальная схема


В этом разделе приведены подробные принципиальные схемы процессорного модуля и пультов, а также рассмотрен вариант построения картриджа с программным обеспечением 8-разрядных игровых приставок DENDY.

1.3.1. Модуль процессора


В игровой приставке DENDY обычно имеются три платы:
* центрального процессора;
* выходных разъемов;
* ВЧ модулятора и стабилизатора.
Между собой платы соединены гибкими плоскими (ленточными) кабелями. Иногда встречаются варианты, выполненные на одной или двух печатных платах, однако это не влияет на схему приставки.
Первоначально игровые приставки содержали несколько микросхем различной степени интеграции, причем основными являлись микросхемы центрального процессора и видеопроцессора.
Развитие микроэлектроники привело к тому, что игровые приставки теперь включают только БИС типа UM6561 или ее аналог. В этой микросхеме на одном кристалле расположены центральный и графический процессоры, память и регистры ввода/ вывода.
Многие видеоприставки корейского производства вместо одной UM6561 используют несколько микросхем (обычно две или три). Однако принцип работы приставки и сигналы на выходных разъемах в таком случае не изменяются, поэтому данные варианты схемы здесь рассматриваться не будут.

Многокристальный вариант
Принципиальная схема первого варианта игровой приставки DENDY, изготовленного с применением нескольких микросхем различной степени интеграции, приведена на рис. 1.12.
Итак, основой игровой приставки является микросхема центрального процессора (IC1). Работа процессора синхронизируется внешним генератором тактовых импульсов, выполненным на транзисторах Q1 и Q2, частота которого стабилизирована кварцем X1 (21,251465 МГц).
Сигналы всех внутренних шин (адреса A0 - А15, данных DO - D7 и управления) игровой приставки выведены на разъем XS1, к которому подключается картридж. Шины данных (выводы IC1/21-28), адреса (выводы IС1/4-19) и управления (выводы IС1/31,34) соединяют центральный процессор (IC1) с микросхемой ОЗУ (IC3) и видеопроцессором (IC2).
Дешифратор адреса на микросхеме 74LS139 (IC8) вырабатывает сигналы, разрешающие другим микросхемам обмениваться данными с центральным процессором. На входы дешифратора поступают три старших разряда шины адреса А13 - А15 (выводы IС8/2,3,13) и сигнал М2 (вывод IC8/14). Если процессор работает с памятью, установленной в картридже, то сигнал ВЗ на выводе IC8/9 имеет низкий уровень. Когда обмен данными происходит с встроенным ОЗУ приставки (IC3), низкий уровень принимает сигнал АО на выводе IC8/4. Сигнал низкого уровня на выводе IC8/5 свидетельствует о том, что центральный процессор задействует микросхему видеопроцессора IC2.
На одном кристалле с центральным процессором расположены также звуковой процессор игровой приставки и схема дешифратора адреса портов ввода/вывода.


Выходные сигналы первого и второго аудио-каналов микшируются и поступают на выход AU1 (вывод IС1/1), а сигналы остальных каналов - на выход AU2 (вывод IC1/2). Полный сигнал звукового сопровождения образуется путем смешивания в схеме, выполненной на резисторах R8 - R12 и конденсаторе С7, а затем подается на выходной разъем игровой приставки и на вход модулятора, формирующего ВЧ сигнал.
На выводы IС1/39-37 передаются три разряда числа (D0, D1 и D2), записываемого в порт 4016h.

Каждый раз, когда процессор производит чтение из порта с адресом 4016h, па выходе СК1 (вывод IС1 /36) появляется импульс низкого уровня. А если процессор читает из порта с адресом 4017h, аналогичный импульс формируется на выходе СК2 (вывод IC1/35).
Выходные сигналы игровых пультов и светового пистолета передаются на шину данных через два буферных регистра IC6 и IC7 (типа 74НС368).
Микросхема видеопроцессора IC2 совместно с микросхемой видеопамяти IC4 выдает полный


видеосигнал. IC2 и IC4 связаны шинами адреса, данных и управления. Микросхема видеопамяти IC4 аналогична микросхеме основного ОЗУ.
Обратите внимание: в видеопроцессоре IC2 одни и те же выводы (IC2/31-37) применяются как шина данных и как шина адреса. Сначала сюда поступают младшие восемь бит адреса ячейки видеопамяти. При появлении сигнала низкого уровня на выходе ALE (вывод IC2/39) эти данные запоминаются в буферном регистре IC5 (74LS373). Затем на выходе ALE устанавливается напряжение высокого уровня, на выводах IC2/26-30 остаются старшие разряды адреса, а выводы IC2/31-37 используются как шина данных.
Сигналы шин видеопроцессора также выведены на разъем подключения картриджа XS1.
Полный видеосигнал с выхода VIDEO OUT видеопроцессора (вывод IC2/21) поступает через эмиттерный повторитель, выполненный на транзисторе Q3, на выходной разъем VIDEO OUT и на модулятор.
Каскад усиления видеосигнала в некоторых моделях может отсутствовать.

Теперь мы вкратце расскажем об основных отличиях от базовой схемы, присутствующих в других моделях. Все они касаются используемых разъемов и назначения отдельных выводов.
Существуют два основных варианта конструкции рассматриваемой игровой системы. Приставка NES оснащается 72-контактным разъемом для подключения картриджа, 48-контактным разъемом расширения и 7-контактными разъемами для подключения игровых пультов. Игровая приставка FAMICOM (DENDY) программно полностью совместима с приставкой NES, но использует 60-контактный разъем для подключения картриджа, 15-контактный разъем расширения и 9-контактные разъемы для подключения игровых пультов.
Разводка всех разъемов игровой приставки DENDY приведена на рис. 1.13а-в, а приставки NES - на рис. 1.13г-е.

Однокристальный вариант
Принципиальная схема однокристального варианта игровой приставки DENDY приведена на рис. 1.14.
Здесь функции центрального процессора, видеопроцессора и памяти выполняет одна БИС типа UM6561. Частоту внутреннего тактового генератора стабилизирует кварцевый резонатор XI (26,601712 МГц). Иногда схема тактового генерато¬ра содержит также транзистор.
Большинство выходных сигналов подаются непосредственно на разъем картриджа XS4. Часть сигналов поступает на разъемы для подключения игровых пультов XS1, XS2 и разъем расширения XS3.
Видео- и аудиосигналы передаются на выходные разъемы игровой приставки и на вход модулятора, иногда через транзисторные усилители.

Выходные разъемы
В приставке DENDY имеются два или три разъема для подключения пультов, светового пистолета и других периферийных устройств. Разъемы могут быть трех типов: 7-, 9- и 15-контактные.
Игровые пульты разрешается подсоединять к 7-1 или 9-контактному разъему для подключения пульта или к 15-контактному разъему расширения приставки, световой пистолет - только к 7- или 15-контактному разъему, другие устройства - к 15-контактному разъему.
Для подключения пультов служат два 9-контактных разъема и один 15-контактный разъем расширения. Картридж приставки DENDY использует 60-контактный разъем, расположенный сверху.
В игровой приставке NES для игровых пультов предназначены два 7-контактных разъема и один 48-контактный разъем расширения.
Для подключения картриджа в приставке NES применяется 72-контактный разъем, отличающийся от 60-контактного наличием дополнительных цепей, соединенных с разъемом расширения. На этот разъем выведены сигналы шин видеопроцессора и центрального процессора.
Внешний вид разъемов игровой приставки DENDY и назначение отдельных контактов приведены на рис. 1.13. Разъем расширения (рис. 1.136) рассматривается ниже, поскольку именно он наиболее

удобен для подключения различных дополнительных устройств.
На контакт 2 (AUDIO IN) подается звуковой сигнал, который смешивается с выходными сигналами звукового процессора.
Контакты 4-8 (J2 DO - J2 D4) представляют собой входы соответствующих разрядов порта второго джойстика. Коды сигналов с этих входов можно получить из порта 4017h командой LDA $4017.
Вход J1 D1 (контакт 13) подсоединен к разряду D1 порта 4016h.
При обращении центрального процессора к портам с адресами 4016h и 4017h на выходах CLK1 (контакт 14) и CLK2 (контакт 9) формируются кратковременные импульсы низкого уровня. На выходы OUT0 -OUT2 (контакты 10-12) передаются разряды DO -D2 слова, записываемого в порт 4 016h.
На вход IRQ (контакт 3) поступает сигнал запроса прерывания.

1.3.2. Картридж


Сменный модуль игровой приставки DENDY - картридж - содержит обычно две микросхемы ПЗУ или ОЗУ.
Одна микросхема ПЗУ подключается к видеопроцессору и хранит информацию знакогенераторов. Вместо ПЗУ знакогенераторов в некоторых картриджах используется микросхема статического ОЗУ. Другая микросхема ПЗУ с программным обеспечением подсоединяется к центральному процессору. Иногда на плате картриджа располагается дополнительное ОЗУ с питанием от литиевой батареи, которое предназначено для сохранения игровой ситуации.
Практически во всех картриджах, за исключением самых простых, имеется микросхема контроллера страниц памяти, выполняющая функцию программируемого дешифратора адреса.
Конструктивно картридж приставки DENDY представляет собой защитный пластмассовый корпус размерами 105x90x20 мм с ключом в виде двух скосов для правильной установки. В нем располагается печатная плата с 60-контактным разъемом и установленными бескорпусными микросхемами: ПЗУ, ОЗУ и контроллера страниц.
Принципиальная схема игрового картриджа без дополнительного ОЗУ с контроллером страниц типа МВС1 приведена на рис. 1.15.
Картридж состоит из двух микросхем ПЗУ (IC1 и IC2) и контроллера страниц памяти IC3. Микросхема IC1 (27С128) - это ПЗУ видеопроцессора! с записанными в нем знакогенераторами.
В адресное пространство видеопроцессора отдельные страницы ПЗУ помещаются по адресам 0000h - 1FFFh. Младшие разряды адреса поступают на микросхему IC1 непосредственно с соответствующих контактов разъема XS1. Старшие разряды


Рис. 1.15. Принципиальная схема картриджа игровой приставки DENDY

адреса VA12 и VA13 формирует микросхема контроллера страниц памяти IC3.
Выбор микросхемы ПЗУ происходит при наличии сигнала низкого уровня на входе CS (вывод IC1/20), подключенном к линии VA13 шины адреса видеопроцессора. Данные передаются с выходов ПЗУ на контакты разъема XS1.
Микросхема IC2 (KONAMI ROM 1Mbit) представляет собой масочное ПЗУ с записанной в нем программой емкостью 1 Мбит (128 Кб). Младшие разряды адреса А0 - А13 поступают с соответствующих контактов картриджа, а старшие разряды адреса А14 - А16 генерирует контроллер страниц памяти IC3. Сигнал CS, разрешающий работу ПЗУ IC2, также передается с микросхемы IC3.
IC3 является программируемым дешифратором адреса, формирующим старшие разряды адреса для микросхем ПЗУ IC1 и IC2. Она также вырабатывает сигнал VA10", от уровня которого зависит выбор режима отражения экранных страниц.
В рассматриваемом картридже часть выходов не подключена, поэтому возможности микросхемы используются не полностью.

1.3.3. Модулятор


Модулятор игровой приставки DENDY получает сигнал изображения от микросхемы видеопроцессора IC2 и звуковой сигнал от микросхемы центрального процессора IC1 и формирует полный телевизионный ВЧ сигнал в одном из метровых диапазонов. Схема модулятора не стандартизирована и определяется, как правило, фирмой-изготовителем. Однако принцип работы и состав основных узлов всегда одинаковы, так что изменения схемы не должны вызывать затруднений при ремонте.
Принципиальная схема одного из возможных вариантов ВЧ модулятора приведена на рис. 1.16.
Задающий ВЧ генератор выполнен на высокочастотном транзисторе Q2 (аналог транзистора
КТ368А). Он формирует несущую частоту одного из телевизионных каналов. Обычно рабочая частота генератора приставки находится в пределах 170- 230 МГц и определяется элементами L1, С8 - C11 1, R9 - R11. Регулировка частоты производится изменением индуктивности катушки L1.
Генератор, реализованный на транзисторе Q1 (аналог транзистора КТ3102), формирует поднесущую звука для полного телевизионного сигнала. Выходной сигнал генератора модулируется сигналом звуковой частоты, поступающим через цепь R4, С1 с входа AUDIO IN (контакт 4 разъема CN1).
В зависимости от страны-изготовителя приставки частота генератора составляет 5,5 или 6,5 МГц. Точная подстройка частоты сигнала осуществляется вращением сердечника трансформатора Т1.
Смеситель, выполненный на диодах D1, D2 (аналог диода КД503А), трансформаторе Т2 и транзисторе Q3, формирует полный ВЧ телевизионный сигнал. На вход смесителя поступает сигнал задающего генератора и низкочастотный видеосигнал с контакта 3 разъема CN1. С выхода смесителя ВЧ сигнал передается через согласующую цепь С15, L3 на выходной разъем RF OUT процессорного модуля.

1.3.4. Игровые пульты


Для игровой приставки DENDY существует около десяти различных видов игровых пультов. Однако наибольшее распространение получили стандартный игровой пульт, входящий в Комплект поставки, турбо-пульт с дополнительными кнопками и световой пистолет.
Ниже рассмотрены принципиальные схемы этих устройств, а также схема адаптера для одновременного подключения четырех пультов.

Стандартный игровой пульт
Стандартный игровой пульт для приставки DENDY состоит из подвижной крестовины и четырех

отдельных кнопок. Внутри пульта установлена бескорпусная микросхема регистра сдвига, являющаяся аналогом микросхемы HEF4021B. В случае отсутствия оригинальной микросхемы можно использовать практически любой 8-разрядный регистр сдвига.
Принципиальная схема стандартного пульта приведена на рис. 1.17.


Рис. 1.17. Принципиальная схема стандартного игрового пульта для приставки DENDY
При нажатии кнопки во время игры на соответствующий вход сдвигового регистра подается сигнал низкого уровня. Высокий уровень при разомкнутых кнопках обеспечивается соединением входных линий регистра с шиной питания +5 В через резисторы сопротивлением 10-68 кОм.
Состояния входов в регистре IC1запоминаются при поступлении импульса высокого уровня на вход РЕ микросхемы. После этого по отрицательному фронту сигнала на входе CLK (вывод IC1/10) происходит сдвиг содержимого регистра и выдача старшего разряда по шине D0
У второго игрового пульта, поставляемого вместе с приставкой, могут отсутствовать кнопки START и SELECT, однако на схему пульта и принцип его работы это не влияет.

Турбо-пульт
Принципиальная схема турбо-пульта для игровой приставки DENDY приведена на рис. 1.18.
Единственное отличие турбо-пульта от стандартного заключается в наличии дополнительного выхода Т6 Hz у микросхемы сдвигового регистра и двух дополнительных кнопок TURBO А и TURBO В, соединенных с этим выходом.
Внутренний генератор микросхемы пульта формирует на выходе Т последовательность импульсов частотой 6-10 Гц. Таким образом, нажатие и удерживание кнопки TURBO А аналогично нажатию и отпусканию кнопки А с интенсивностью 6 раз в секунду. Применение данных кнопок уменьшает износ клавиш пульта, поскольку кнопки А и В обычно используются в игре при стрельбе.


Рис. 1.18. Принципиальная схема турбо-пульта для игровой приставки DENDY

Адаптер для подключения четырех пультов
В некоторых играх могут участвовать до четырех игроков. В этом случае четыре игровых пульта параллельно подключаются к разъемам игровой приставки через специальный адаптер.
Принципиальная схема адаптера приведена на рис. 1.19.
Как видно из принципиальной схемы, основной задачей адаптера является обеспечение считывания информации с пультов 1 и 3 во время поступления первых восьми синхроимпульсов, и с пультов 2 и 4 -при следующих восьми.
Сигнал синхронизации, поданный по линии STRB, фиксирует состояние пультов в их внутренних регистрах и осуществляет начальную установку схем адаптера.
В течение первых восьми синхроимпульсов на выходах Q8 счетчиков IC1 и IC2 формируются сигналы низкого логического уровня, что обеспечивает поступление синхроимпульсов на пульты 1 и 3, а также передачу информации от этих пультов на входы игровой приставки.
После восьмого синхроимпульса, пересылаемого от игровой приставки при чтении из порта ввода/ вывода, на выходе Q8 соответствующей микросхемы (IC1 или IC2) появляется сигнал высокого логического уровня (лог. 1), что приводит к переключению коммутатора IC3 или IC4 и подсоединению к разъемам приставки пультов 2 или 4 соответственно.

Световой пистолет
На рис. 1.20 приведены возможные варианты принципиальной схемы светового пистолета игровой приставки DENDY.
В качестве светочувствительного элемента здесь используется фототранзистор. В самых дешевых приставках его иногда заменяют фотодиодом, что приводит к ухудшению чувствительности устройства.
Сигнал с выхода фотодиода через разделительный конденсатор С1 поступает на усилитель, выполненный на транзисторе Q1. С коллектора этого транзистора инвертированный сигнал через контакт 5 по цепи D4 передается в процессорный модуль игровой приставки.

Если пистолет направлен на телевизионный экран, то на выходе D4 формируется импульсный сигнал с частотой, равной периоду кадровой развертки.
Курок светового пистолета соединен с кнопкой с нормально замкнутыми контактами. Если курок отпущен, контакт разъема D3 соединен с общим проводом. При нажатии курка контакты размыкаются, и на входе D3 появляется сигнал высокого логического уровня, который обеспечивается за счет подключения этой цепи внутри игровой приставки через резистор 10-51 кОм к шине +5 В.

1.3.5. Блок питания


Блок питания игровой приставки DENDY состоит из внешнего сетевого адаптера и внутреннего стабилизатора.

Задачей внешнего сетевого адаптера является преобразование сетевого напряжения ~220 В в постоянное напряжение 9-12 В, которое передается на внутренний стабилизатор игровой приставки.
Принципиальная схема сетевого адаптера DENDY представлена на рис. 1.21.
При ремонте блока следует помнить, что на выходном разъеме центральный контакт соединен с общим проводом.

Нестабилизированное напряжение с адаптера поступает на внутренний стабилизатор игровой приставки, выполненный на микросхеме AN7805 или на транзисторе и расположенный в процессорном модуле. На выходе стабилизатора формируется постоянное напряжение +5 В.
Принципиальные схемы двух вариантов стабилизатора напряжения питания игровой приставки DENDY приведены на рис. 1.22 и в дополнительном описании не нуждаются.


Рис. 1.22. Принципиальные схемы стабилизатора напряжения питания игровой приставки DENDY

1.4. Характерные неисправности


Приставка не включается
Возможные причины: неисправность сетевого адаптера или внутреннего стабилизатора; короткое замыкание или обрыв цепей питания; неисправность картриджа; неисправность процессорного модуля.
1. Измерить выходное напряжение сетевого адаптера. Если оно превышает 9-12 В, заменить сетевой
адаптер. Практика показывает, что наиболее часто сбои вызваны диодами выпрямительного моста. Если вышел из строя трансформатор, подойдет любой источник питания с выходным напряжением 9-12 В и допустимым током нагрузки 500 мА.
2. Отключить от процессорного модуля пульты, картридж и модулятор, после чего проверить блоки игровой приставки на отсутствие коротких замыканий. Если короткое замыкание обнаружено, после его устранения проверить стабилизатор и установленный в нем низкоомный резистор. При возникновении перегрузки обычно происходит обрыв одного из печатных проводников в цепи питания, поэтому необходимо тщательно осмотреть платы и убедиться в целостности проводников.
З. .Если короткое замыкание отсутствует, проверить внутренний стабилизатор игровой приставки. Напряжение на выходе стабилизатора должно находиться в пределах 5±0,1 В; в противном случае в стабилизаторе, выполненном на микросхеме AN7805, следует заменить микросхему IC1 (аналог КР142Е-Н5А) и проверить конденсаторы С1 - С4. В стабилизаторе, реализованном на транзисторе, проверить транзистор Q1 (возможная замена - КТ815), стабилитрон D1 (возможная замена - КС156А) и резистор R1. Вместо резистора допустимо поставить предохранитель, который будет защищать стабилизатор от короткого замыкания.
4. Включить приставку без пультов, модулятора и картриджа. На выходном разъеме VIDEO OUT должен присутствовать видеосигнал. При подаче этого сигнала на НЧ вход телевизора на экране появится хаотическое изображение, состоящее из цветных точек и квадратов. Наличие выходного сигнала свидетельствует о неисправности в пультах или в модуляторе.
5. При отсутствии выходного сигнала проверить кварцевый генератор и транзисторный каскад усиления видеосигнала. Исправность кварцевого резонатора Х1 и транзисторов Q1 - Q3 позволяет сделать вывод о необходимости замены всего процессорного модуля.

Приставка работает нестабильно
Возможные причины: неисправность внешнего сетевого адаптера или внутреннего стабилизатора; загрязнение контактов разъема подключения картриджа.

1. Проверить выходное напряжение сетевого адаптера. Часто сбой возникает из-за малой нагрузочной способности адаптера, поставляемого в комплекте с игровой приставкой. Проблема решается I подключением более мощного адаптера.
2. Проверить надежность контактных соединений в разъемах приставки. Разъем подключения картриджа необходимо осмотреть особенно тщательно. Протереть контакты спиртом.
3. Проверить внутренний стабилизатор игровой приставки. Полезно установить микросхему или силовой транзистор стабилизатора на радиатор с до-статочной площадью рассеивания (около 10 см2).
4.Установить дополнительные конденсаторы в цепи питания, например номиналом 100,0 мкФ х 16 В и 0,01 мкФ на каждой из плат приставки и в картридже.

Не работает световой пистолет
Возможные причины: обрыв в соединительном кабеле или плохие контакты в разъеме; неисправность фотодиода или транзистора светового пистолета; неисправность контактов курка в световом пистолете.
Алгоритм поиска неисправности:
2. Проверить транзистор в световом пистолете и контакты под курком. Удостовериться в наличии замыкания контактов при нажатом курке, поскольку поломка, как правило, происходит в механической части пистолета.
3. Низкая чувствительность пистолета часто объясняется смещением фокусирующей линзы, установленной в стволе. В этом случае необходимо установить линзу на место и закрепить ее. Регулировка места крепления линзы позволяет улучшить характеристики даже работающего светового пистолета.
4.Исправность внутренних цепей светового пистолета свидетельствует о необходимости замены всего процессорного модуля игровой приставки.

Не работает пульт
Возможные причины: обрыв в соединительном кабеле или плохой контакт в разъеме; загрязнение кнопок; неисправность микросхемы пульта.
Алгоритм поиска неисправности:
1. Проверить целостность соединительного кабеля и надежность соединения в разъеме. В случае выхода из строя разъема заменить его вместе с ответной частью на любой 7-контактный разъем, имеющийся в наличии.
2. Проверить входные сигналы РЕ и STROBE. Отсутствие сигналов свидетельствует о необходимости замены центрального процессора.
3. Проверить выходной сигнал микросхемы, установленной в пульте. При отсутствии сигнала заменить пульт.

Не работают некоторые кнопки пульта

Возможные причины: загрязнение пульта или неисправность микросхемы.
Алгоритм поиска неисправности:
1. Протереть спиртом плату пульта и резиновую прокладку с токопроводящими площадками.
2. Если неисправны токопроводящие площадки на резиновой прокладке, восстановить их, наклеив кусочки фольги. Удобнее использовать фольгу от сигаретных пачек: она имеет бумажную основу, что обеспечивает лучшее приклеивание к резине.
3. В случае нарушения токопроводящего покрытия на плате восстановить его с помощью очищенного монтажного провода, припаянного к дорожкам печатной платы.
4. Если все контактные площадки исправны, необходимо заменить микросхему, установленную в пульте, или весь пульт.

Нет ВЧ сигнала на выходе модулятора
Возможные причины: нарушение настройки генератора, неисправность задающего генератора или смесителя.
Алгоритм поиска неисправности:
1. Убедиться, что неисправный элемент находится в схеме ВЧ модулятора, проверив наличие видео аудиосигналов на НЧ выходе. Отсутствие какого-либо из этих сигналов свидетельствует о поломке процессорного модуля.
2. Если нет ни звука, ни изображения, наиболее вероятна неисправность задающего генератора. Для проверки генератора следует измерить частоту выходного сигнала: она должна находиться в пределах 170-230 МГц. Отсутствие сигнала позволяет сделать вывод о необходимости замены транзистора Q2. В случае выхода частоты генератора за указанные границы необходимо проверить элементы LI, С8 -С11, R10, R11.
3. Убедившись в исправности задающего генератора, проверить смеситель (диоды D1, D2 и трансформатор Т2), а также согласующую цепь L2. С13, С14.
4.Отсутствие аудиосигнала при нормальном изображении свидетельствует о сбое генератора под-несущей звуковой частоты. В этом случае проверить соответствие частоты генератора ПЧ звука телевизионному стандарту (5,5 или 6,5 МГц) и при необходимости подстроить генератор вращением сердечника трансформатора Т1. При отсутствии сигнала на выходе генератора заменить транзистор Q1.

Схемотехника Денди по большей степени классична для любой ЭВМ: содержит микросхему процессора, видеопроцессора, оперативной памяти и прочей сопрягающей "рассыпухи". В 80-х годах прошлого столетия консоли Famicom и их «клоны» изготавливались именно в «многокорпусном варианте». Один из типовых вариантов принципиальной схемы приведен ниже (при клике на картинку открывается полномасштабный вариант - чуть более 100кб.)

Несмотря на то, что документ явно «китайского» происхождения, на нем «один-в-один» изображена схема японского Famicom редакции HVC -CPU -07 (проверено). По-сему схему можно использовать не только в целях ремонта и т.п. но и сконструировать по ней систему «с нуля».

Массовую популярность на российском рынке Денди приобрела в большей степени (чем китайцам) благодаря компании "Стиплер", - которая, по всей видимости, имела "пиратские" корни. Лично я очень сильно сомневаюсь в том, что Стиплер делала лицензионные отчисления в пользу Nintendo. Потому что как тогда, для примера, объяснить само возникновение брэнда "Денди"? - а имя оригинального разработчика, кстати, всеми усилиями скрывалось. Или, например то, что в один прекрасный момент эта фирма (казалось бы так раскрученная) внезапно исчезла? (Можете попробовать поискать на гугле...) Ну да разговор не об том. Внезависимости, занималась ли реально Стиплер работой над схемотехнической архитектурой консолей, либо же просто заказывала OEM-партии клона Famicom под своим логотипом - продукция была действительно высокого качества, не в сравнение морю явных "китайских" подделок (скупаемых "там" за копейки и мешками завозимыми к нам). Наиболее известными "ремэйками" консоли NES в исполнении Стиплер были модели "Dendy Junior" и "Dendy Classic" отличались они лишь дизайном (ну и некоторыми малосущественными нюансами), хотя "классик" стоила несколько дороже. Кстати именно дизайн Dendy Junior являлся точной копией японского Famicom , а дизайн Dendy Classic повторял дизайн «китайских» клонов (или наоборот?).

В месте с тем, за весь период своего производства "начинка" консолей (как стиплеровских так и «китайских») претерпела определенные изменения (не заметные для рядового пользователя, не отразившиеся на внешнем виде изделия и базовых функциях). Интеграция и миниатюризация в электронном мире идет огромными шагами. Первые редакции консоли были «многокорпусными» (см. схему выше) – это и все японские Famicom `ы, и первые Dendy от Стиплера, и даже китайщина концов 80-х начала 90-х годов прошлого века. Но уже к середине 90-х годов купить новую «многокорпусную» Денди было почти не реально. Первая Денди ("J unior") которую я увидел изнутри (не моя – отдали на ремонт) уже была собрана в соответствии с концепцией System-on-a-Chip (система на одном кристалле) - лишь микросхемы памяти были "внешними" - сейчас есть в моей коллекции подобная система, но в исполнении "Classic " (система PAL - на чипе 1818).

Пару слов (и картинок) о моей первой дендюшке ("J unior II "), той самой - купленной в 1995 году. Это последняя вариация консоли в исполнении "J unior" (внешний вид как у Famicom , см. картинку в уголке) - абсолютно все компоненты системы находятся в едином чипе (включая память). Фотографии обоих сторон платы приведены ниже (плата однослойная, с лицевой стороны есть лишь отдельные проволочные перемычки).


Устройство предельно простО. Микро-ЭВМ с необходимой аналоговой обвязкой плюс разъемы - ничего лишнего. Когда зарисовывал схему, складывалось впечатление, что распиновка чипа специально создавалась под конкретную топологию печатной платы, с целью минимизации всех возможных переходов и соединений. Что лишний раз наталкивает на мысль - микросхема UM6561 - есть изделие заказное (а не универсальное, массового производства). В эту пользу говорит и факт отсутствия какой-либо технической документации на данную микросхему, как у самого разработчика - UMC (кстати, достаточно крупного), так и во всевозможных информационных базах. Интересен еще и другой вопрос - "под чей заказ" делалась эта Микро-ЭВМ. Уж не сами ли Стиплер ее заказывали? ;-) С другой стороны - маловероятным кажется и то, что такой крупный мировой производитель электронной базы как UMC приняли заказ на изготовление "чипа" - клона консоли NES (разумеется, при полном отсутствие у заказчика каких любо прав на эту консоль). Тогда под какое применение (официально) был этот чип заказан? - и сколько у него "недокументированных" возможностей? Ладно, оставим мистику в стороне;-) Хотя о какой "документированности" можно говорить при полном отсутствие какой бы то ни было документации... Все что можно однозначно сказать о Микро-ЭВМ UM6561 - так это то, что в приведенном на схеме включении она полностью (нареканий вроде пока нет) эмулирует работу игровой консоли NES.

Уже в те годы китайцы жмотились на текстолит (хотя и использовали более качественный, нежели в Денди), а также имели неуемную тягу к бескорпусным микросхемам («кляксам»). Почти любая китайская консоль заката эпохи Денди – вторая половина 90-х годов века двадцатого, была сконструирована в виде однокристаллки подобной приведенной выше Dendy Junior II, но в бескорпусном варианте.

На картинке выше фотка центральной платы одной из китайских консолей, внезапно приказавшей долго жить (в далеком 1995-ом) и после почти 20-летнего ожидания в закромах – восстановленной и в настоящий момент вполне себе работоспособной;-) Трабл был в отказавшем кварце, под замену которого был специально приобретен десяток идентичных;-) Для удобства тестирования впаяны штыревые гребенки, поменяны резисторы, установлен транзистор …

Расскажу еще о более интересном - о многокорпусных консолях. В 2014 году вновь вспомнилась уже порядком подзабытая тематика о Денди и были куплены у япошек несколько б/у Фамикомов (обзорные материалы о данных консолях размещены отдельно). Здесь же коснемся архитектурной части. Логично, что Фамиком – т.е. NES , рассчитанная на японского потребителя, формирует сигнал в формате NTSC , а радиочастотный модулятор настроен на тамошюю частотную сетку (90 или 96 MHz ). Формат формируемого видео-сигнала определяется вариантом (экземпляром) видеопроцессора (PPU ). Т.к. схемотехнически различные варианты микросхем PPU идентичны, есть возможность заменить PPU (в случае «многокорпусной» консоли) и тем самым изменить стандарт формируемого видео-сигнала. Так например можно заPAL ить Фамиком … Вместе с процессором нужно будет поменять и «кварц», а в ряде случаев и сам процессор (CPU ). Варианты «наборов», позволяющих реализовать получение выходного сигнала того или иного формата представим в виде таблицы.

Формат сигнала

NTSC

Ricoh RP2A03 (G,E)

Ricoh RP2C02 (G,E)

21.47727 MHz

Ricoh RP2A07

Ricoh RP2C07

26.601712 MHz

UMC UA6527

UMC UA6528

21.47727 MHz

UMC UA6527 (P)

UMC UA6538

26.601712 MHz

SECAM

UMC UM6557

UMC UM6558 + UM6559

Многие имеют дома игровые компьютерные приставки к телевизору семейства ДЕНДИ или аналогичные. Можно считать, что вам повезло, если ваша приставка собрана на Тайване, но чаще всего к нам в страну они попадают из Китая, где о качестве товаров не принято заботиться, с чем и связана основная масса неисправностей. Да и ребенок не всегда аккуратно обращается со своей очередной игрушкой. Не случайно сами производители не дают гарантий на срок более 6 месяцев.

При возникновении проблем каждый раз искать ремонтную мастерскую не придется, если вы умеете держать паяльник в руках и воспользуетесь моим опытом по ремонту.

Можно сразу отметить, что для ремонта видеоприставок к телевизору, как правило, не требуется электрическая схема и глубокие знания по радиоэлектронике. Достаточно и объема школьной программы.

Все наиболее часто встречающиеся неисправности можно разделить на три условные группы (они указаны в порядке вероятности возникновения). При этом подразумевается, что сам игровой картридж исправен, в чем несложно убедиться, включив его на другой приставке.

1. Компьютер включается и показывает меню игры, но не работает джойстик

Чаще всего это связано с тем, что соединительные провода от джойстика к компьютеру подключаются через разъем, а в разъеме они соединены не пайкой, а прижимом и со временем в этом месте окисляются, что нарушает электрический контакт. Сам разъем не разборный и, его конструкция не обеспечивает качественного соединения.

Убедиться в наличии контакта можно с помощью тестера, вскрыв отключенный джойстик и прозвонив цепи пяти проводов в кабеле от джойстика до разъема (рис. 7.8).

Некоторые джойстики соединяются с игровой приставкой через контактную колодку, находящуюся внутри корпуса приставки. Обрыв одного из проводов в кабеле от джойстика до приставки в этом случае может находиться в месте частого перегиба кабеля, т. е. около корпуса игровой приставки.

Самым простым способом устранения данных неисправностей является’замена кабеля или его укорочение и подпайка проводов непосредственно к соответствующим контактам разъема на печатной плате приставки.

Иногда встречаются дефекты печатных проводников (разрывы), подходящих к разъемам джойстиков. Это происходит из-за плохого механического крепления самих разъемов к печатной плате.

Другая причина неработоспособности некоторых кнопок джойстика может быть обнаружена осмотром пластмассовых вкладышей под нажимными кнопками джойстика. При наличии повреждений их нужно заменить.

Последняя причина, по которой джойстик может не работать, — это повреждение микросхемы на плате самого джойстика (она залита коричневым компаундом). В этом случае лучше купить новый джойстик, так как ремонтировать его не целесообразно.

2. Компьютер не включается! Необходимо проверить работоспособность блока питания, для чего тестером замеряем постоянное напряжение 14±2 В на контактах штекера (рис. 7.9). При измерении к контактам штекера необходимо подключить эк

вивалентную нагрузку (примерно 51 Ом). Если напряжение будет меньше 9 В – это признак того, что не работает один из диодов выпрямительного моста. Его потребуется заменить.

Чаще всего неисправность связана с нарушением контакта в проводе около штекера, который подключается к приставке. Провода легко проверить тестером и в случае обрыва заменить вместе со штекером. Можно обойтись и без штекера, подпаяв провода к соответствующим цепям печатной платы приставки.

3. Компьютер включается, но иногда самопроизвольно сбрасывается в процессе игры или же ведет себя другим непонятным образом

Причиной такого вида неисправности может быть некачественная пайка основной печатной платы с микросхемами внутри видеоприставки,

В первую очередь необходимо осмотреть и проверить качество соединений в местах подпайки микросхемы стабилизатора напряжения питания. Эта микросхема имеет внешний вид, показанный на рис. 7.10, и на ней закреплена металлическая пластина теплоотвода. На плате, как правило, эта микросхема находится недалеко от гнезда подключения питания. Из-за отсутствия жесткого крепления теплоотвода, в месте подпайки микросхемы, иногда трескается и обрывается печатный проводник или же микросхема болтается в отверстиях — холодная пайка.

Некачественная пайка и трещины печатных проводников могут быть и в других местах платы (например около разъемов). Без увеличительного стекла такие дефекты обнаружить бывает сложно.

Для устранения подозрительных мест их нужно аккуратно пропаять маломощным (16…30 Вт) паяльником с использованием канифоли в качестве флюса. Хорошая пайка должна иметь зеркальный блеск. Остатки канифоли с платы удаляем тряпкой, смоченной в спирте или ацетоне.

Сами микросхемы и другие комплектующие используются, в основном, японского производства, имеют высокую надежность и выходят из строя крайне редко.

Related Posts

В. П. Матюшкин, г. Дрогобыч От редакции. Предлагаемая автором конструкция регулятора тембра используется в составе звуковоспроизводящего комплекса вместе с УМЗЧ, описанным в статье “Сверхлинейный УМЗЧ класса High-End на транзисторах”…….

Кварцевые резонаторы характеризуются пятью основными параметрами: . С1 – динамическая емкость; . L1 – динамическая индуктивность; . R1 – динамическое сопротивление (эквивалентное последовательное); . С0 – статическая параллельная емкость, зависящая от…….Вам поможет сайт on-line кредитования CreditAller.ru.

У вас есть желание купить товар, но не имеете средств? Вы желаете получить прибыль в в сети интернет, не используя особых усилий, но не имеете понятия каким образом? Вас выручит…….

Dendy: выбор, эксплуатация, ремонт

Автор предлагаемой статьи имеет богатый опыт эксплуатации игровых приставок и даже организовал прокат картриджей к ним. Он рассказывает читателям о проблемах, с которыми чаще всего приходится сталкиваться, и способах их решения.

ВЫБОР ПРИСТАВКИ

Отправляясь покупать телевизионную игровую приставку "Dendy" или подобную ей, возьмите напрокат или купите картридж с наиболее длинной и отличающейся хорошей графикой игрой (например, "Принц Персии"), а еще лучше - картридж, содержащий четыре игры, среди которых есть и упомянутая. Он подойдет далеко не ко всем приставкам - многим из них не хватит оперативной памяти. Естественно, покупать следует ту, на которой работают все игры.

Обратите внимание на приставки, подобные "Dendy-Junior" с "широкими" гнездами для джойстиков, находящимися в передней части корпуса. Они имеют ряд преимуществ: все детали установлены на одной, а не на трех платах, благодаря чему исключается возможность обрыва соединяющих платы проводов; высокочастотный блок тщательно экранирован, что уменьшает создаваемые приставкой радиопомехи; применены более совершенные процессор и другие узлы, позволившие повысить качество изображения и надежность.

Весьма перспективна приставка "Кенга", целиком умещающаяся в джойстике. С ней зачастую прекрасно работают даже те картриджи, которые на других приставках вовсе не запускаются. К сожалению, она имеет существенный в наших условиях недостаток - при поломке отремонтировать ее нельзя.

Важное преимущество приставки "Nintendo" над другими восьмибитными - встроенное ПЗУ с простыми играми, что позволяет пользоваться ею, не подключая картриджа. При его установке ПЗУ автоматически отключается.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИСТАВОК И КАРТРИДЖЕЙ

Никогда не вставляйте и не вынимайте картридж при включенном питании - это может привести к отказу его или всей приставки! Выключать приставку следует с помощью предназначенного для этого выключателя, а не выдергивая штекер включенного в сеть блока питания. Не нажимайте одновременно на кнопки джойстика и кнопку "RESET" на приставке - это может вывести из строя джойстик.

Для приставки и картриджей опасны экстремальные температуры, поэтому берегите их от мороза и прямых солнечных лучей. Не допускайте попадания в них воды, ацетона или бензина. Загрязненные контакты разъемов можно протирать только чистым спиртом, но ни в коем случае не спиртными напитками или одеколоном - после них остается трудноудаляемый налет. Не доводите контакты до состояния, когда накопившуюся грязь удается снять только ножом или наждачной бумагой. Такая чистка неизбежно повреждает имеющийся на них защитный слой, в результате чего процесс окисления только ускоряется.

Картинки на корпусе картриджей легко поцарапать, а после длительной эксплуатации они стираются. Этого не произойдет, если защитить их клейкой лентой ("скотчем") достаточной ширины. Старайтесь приобретать малогабаритные картриджи. Опыт показывает, что они механически более прочны.

НЕИСПРАВНОСТИ КАРТРИДЖЕЙ

Допустим, все правила соблюдались, но картридж перестал работать и чистка контактов не помогает. Если приставка исправна (это проверяют, установив другой картридж), то попробуйте несколько раз нажать кнопку "RESET" - иногда это дает положительный результат.

Бывает, что картридж, не создающий на других приставках никаких проблем, именно на вашей работать "не хочет". Некоторые приставки удается сделать менее критичными к его параметрам, подключив конденсатор емкостью 10 пФ параллельно кварцевому резонатору, находящемуся на процессорной плате. Но чаще причина в другом - слишком велики отклонения размеров деталей картриджа (чаще всего платы) от номинальных (это бывает, если он изготовлен "пиратской" фирмой) или повреждены упоры, фиксирующие его плату в корпусе. В результате некоторые контакты розетки "CARTRIDGE" не соединяются с соответствующими площадками на плате.

Чтобы исправить дефект, снимите с приставки корпус, а с картриджа - переднюю крышку и вставьте его в розетку. Добейтесь совмещения контактов платы и розетки и отсутствия зазоров между ними (рис. 1). Правильное положение необходимо зафиксировать, установив между корпусом картриджа 1 (рис. 2) и его платой 2 прокладки 3 или 6 (или и 3, и 6) и упоры 4, 5 подходящего размера из любого изоляционного материала и закрепив их клеем. Если печатная плата слишком тонка, нанесите паяльником на ее контактные площадки немного припоя. Но не переусердствуйте - слишком толстый слой может повредить контакты розетки. Отремонтированный картридж закройте крышкой и, несколько раз вставив и вынув его, убедитесь в надежности контакта.

Бывает, что картридж не до конца входит в розетку из-за того, что упирается в имеющийся в приставке рычагвыталкиватель. Попробуйте немного подпилить его корпус в местах упора, а если подобных картриджей много, разобрав приставку, подпилите концы выталкивателя.

Некоторые игроки в спешке или по неаккуратности вставляют картридж в приставку "задом наперед" (развернув на 180 °). Это нередко влечет за собой выход из строя обоих устройств. Защитить их можно с помощью маломощного диода любого типа (лучше германиевого, например, серии Д9 с любым буквенным индексом). Его включают в разрыв печатного проводника цепи питания +5 В на плате картриджа (рис. 3). Проводник разрезают в любом месте от контакта разъема до первого из соединенных с ним элементов устройства. В случаях, когда цепь питания продублирована с другой стороны платы, придется разрезать и второй проводник.

Иногда во время игры изображение на экране останавливается и на манипуляции с джойстиком не реагирует. Приходится перезапускать приставку, выключая и вновь включая питание. Избавиться от "зависаний" часто помогает оксидный конденсатор емкостью 4,7...47 мкФ с номинальным напряжением не менее 6,3 В, включенный между шинами питания картриджа в соответствии с рис. 4.

НЕИСПРАВНОСТИ БЛОКА ПИТАНИЯ

Часто причина неработоспособности приставки находится в цепях питания. Поэтому, включив ее, прежде всего проверьте, горит ли светодиодный индикатор. Если нет, убедитесь в правильности и надежности подключения блока питания (сетевого адаптера) и измерьте вольтметром напряжение на контактах его штекера. У отключенного от приставки блока оно должно быть около 14, а у подключенного к ней - не менее 9 В. Выход адаптера из строя вполне вероятен, так как при длительной работе он очень сильно нагревается. Анализ отказов показал, что в 90 % случаев причина перегрева - слишком большой ток утечки оксидного конденсатора фильтра. Его замена на исправный снизит температуру блока и повысит надежность.

При необходимости игровую приставку можно питать от блоков питания, предназначенных для радиоприемников. Пригодны те из них, которые дают стабилизированное напряжение 6 В при токе не менее 0,1 А. Для увеличения выходного напряжения внутренний стабилизатор блока необходимо отключить, для чего проводники, идущие к выходному штекеру, соединить непосредственно с диодным мостом, как показано на рис. 5. Не забудьте, что с центральным контактом должен быть соединен отрицательный полюс выпрямителя.


Рис. 5

Чтобы штекер, предназначенный для подключения к радиоприемнику, вошел в гнездо приставки, его пластмассовую часть следует опилить напильником. Иногда в результате длительной эксплуатации контакт нарушается именно в этом гнезде. Конечно, можно заменить его новым, но и старое еще поработает, если подогнуть шилом имеющуюся в нем контактную пластину.

Если блок питания исправен, а приставка все-таки не работает и светодиод на ней не горит, почти наверняка вышла из строя находящаяся на процессорной плате микросхема стабилизатора напряжения +5 В. Ее можно заменить аналогичной отечественной КР142ЕН5А или КР142ЕН5В. В случае, если для микросхемы не предусмотрен теплоотвод (на чем только не экономят изготовители!), его нужно обязательно установить.

НЕИСПРАВНОСТИ ДЖОЙСТИКОВ

Для начала проверьте омметром целостность проводов кабеля, соединяющего джойстик с приставкой. Сделать это поможет рис. 6.

Если обрыв обнаружен, достаточно устранить его - и джойстик заработает. Прежде всего, постарайтесь найти место обрыва. Как правило, провода ломаются недалеко от контактных площадок платы в местах частых перегибов. Неисправную часть кабеля можно отрезать и, зачистив провода исправной, припаять их к соответствующим площадкам. Если место обрыва найти не удалось или исправная часть кабеля слишком коротка, остается срезать изоляцию у соответствующего контакта разъема, обнажив его хвостовую часть, и припаять вместо оборванного отрезок изолированного провода подходящей длины. Место пайки залейте герметиком или клеем, а дополнительный провод прикрепите к кабелю изоляционной лентой.

Если же кабели и разъем исправны, отремонтировать джойстик будет довольно сложно. Некоторые рекомендации на этот счет имеются в статье С. Рюмика "Особенности схемотехники восьмибитных видеоприставок" ("Радио", 1997, № 10, с. 27-30; № 12, с. 20-23).

Разъемы джойстиков (в особенности "узкие") очень ненадежны, при длительной эксплуатации контакт в них нарушается. Конечно, если джойстики никогда не отключать, разъемы прослужат дольше, но приставку в таком состоянии не спрячешь в коробку. Рекомендую установить параллельно имеющимся какие-либо более надежные малогабаритные многоконтактные разъемы (например, РШ2НП-1-30). Их ответными частями следует заменить розетки на кабелях джойстиков. Когда же это нежелательно, ограничьтесь изготовлением переходника со старого разъема на новый.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РАДИОПОМЕХ, СОЗДАВАЕМЫХ ПРИСТАВКОЙ

Наилучшее в этой ситуации решение (кстати, повышающее качество изображения) - не пользоваться высокочастотным ("RF") выходом приставки, подключив ее к низкочастотным входам телевизора (разъемам "ВИДЕОМАГНИТОФОН" или "AUDIO/VIDEO"). Для этого в приставке предусмотрены выходы "AUDIO" и "VIDEO". Попробуйте соединить их с телевизором кабелем для видеомагнитофона.

Не огорчайтесь, если изображение и звук не появились. Возможно, в вашей приставке эти разъемы просто не подключены. Но нужные сигналы есть обязательно - они подаются с процессорной платы на высокочастотный блок. К нему идут четыре провода: общий, с напряжением питания +5 В и сигналами изображения и звука. Обычно у контактных площадок, к которым они припаяны, есть соответствующие надписи. Если их нет, можно найти видеовыход, соединяя центральный контакт разъема "VIDEO" (предварительно отпаяв идущий к нему проводник) поочередно, до появления изображения, с каждой из площадок через оксидный конденсатор емкостью не менее 10 мкФ. К разъему должен быть подключен отрицательный вывод конденсатора. Аналогично находят и сигнал звука. Бывает, что на входе высокочастотного блока он слишком слаб. Тогда попробуйте экспериментально найти на процессорной плате цепь, в которой его амплитуда достаточна.

Если приставка, даже будучи соединенной с телевизором по низкой частоте, все-таки создает помехи, необходимо выключить ее высокочастотный блок, перерезав печатный проводник, по которому подается на него напряжение питания.

Смотрите другие статьи раздела .

© 2024 Windows. Программы. Железо. Интернет. Полезно знать